В последние годы число мигрантов, официально регистрируемых в российской столице, растет особенно быстрыми темпами. В 2010 и 2011 гг. по данным государственной статистики в Москву прибывало по 125 тыс. человек. В 2012-м этот показатель превысил уже 200 тыс. Судя по текущим данным, в 2013-м прошлогодний рекорд будет побит. С января по август в Москву переместилось 147 тыс. человек. Это почти на 38% больше, чем за тот же период 2012 года. С 2008 года население Москвы увеличилось почти на 800 тыс. человек — более чем на 7%. Это все равно как если бы в столицу перебрался целый российский город из первой десятки крупнейших мегаполисов страны.
Кто едет в Москву? По официальной статистике львиная доля мигрантов — это жители российских регионов. За первое полугодие 2013 года из общего числа мигрантов более 90% прибыло именно оттуда. Представителей стран СНГ в общем миграционном потоке на порядок меньше — около 7%. Конечно, это только официальная статистика. В Москве, как и в ряде других европейских столиц, остро стоит проблема нелегальной миграции. Эта проблема особенно обострилась в 2013-м, и московское правительство предприняло ряд шагов по ее разрешению. Но, разумеется, так просто ее не решить. Это долгий процесс, зависящий и от политической воли федеральных властей.
По официальной статистике львиная доля мигрантов — это жители российских регионов.
А реальность на данный момент такова. По оценкам ООН, подтверждаемым Федеральной миграционной службой, общее количество мигрантов (включая нелегальных) в России достигает 11 млн человек. По данным ФМС, в Москве проживает сейчас около 1 млн мигрантов из других государств. Еще 1,5 млн — в Московской области.
Таким образом, за последние пять лет общее количество обитателей столичного мегаполиса увеличилось не менее чем на 20%. Что это означает? Прежде всего — колоссальный прирост емкости столичного рынка потребительских товаров и услуг и, как следствие, капитализации всех московских активов, так или иначе связанных с обслуживанием потребностей населения города и прилегающих к нему районов. С другой стороны, резко усиливается нагрузка на транспортную и социальную инфраструктуры, что приводит к увеличению инвестиций в их развитие как из бюджета Москвы, так и за счет частно-государственного партнерства разных видов. Разумеется, оба вышеупомянутых фактора формируют дополнительные возможности для бизнеса, в том числе западного. И возможности эти нельзя переоценить.
За последние пять лет общее количество обитателей столичного мегаполиса увеличилось не менее чем на 20%.
Стратегия московских властей в отношении миграции — не допустить формирования закрытых этнических анклавов. До недавнего времени большую часть мигрантов из стран бывшего СССР составляли граждане, родившиеся и выросшие в советскую эпоху. Причем значительная часть приходилась на некоренных жителей республик бывшего СССР, ставших независимыми государствами.
Теперь ситуация изменилась. Пришли новые мигранты, и они уже другие. Очень большой приток мигрантов наблюдается из Узбекистана — самого крупного государства на территории бывшего СССР в Центральной Азии. Это молодые люди, сформировавшиеся уже в условиях независимости, как правило, не получившие достаточного образования и не нашедшие себе места в современном Узбекистане. И они представляют собой серьезный источник социальных и даже политических рисков. Антииммиграционная повестка в последние годы захватила не только националистические группы, но и представителей московского среднего класса. Судя по всему, российской и московской власти придется реализовывать двойную стратегию, опробованную еще в советские годы при управлении миграционными потоками вьетнамских граждан, приезжавших работать на промышленных предприятиях Москвы и близлежащих к ней регионов. Работодатели будут отвечать за приглашенных и создавать для них условия для проживания. После окончания контракта мигрантов обяжут покинуть страну.
В принципе, эта стратегия отвечает намерениям большинства приезжих из Узбекистана. Но трудно ожидать, что эти намерения не изменятся в процессе жизни и работы в российской столице. Соответственно, властям придется потратить усилия и средства на поднятие образовательного уровня мигрантов. Работа в этом направлении уже ведется. Для мигрантов создана целая сеть образовательных центров. Правда, в результате повышения образовательного уровня желание возвращаться на родину, где в условиях стагнирующей экономики патриархальные тенденции только усиливаются, у мигрантов еще более ослабеет. Но усилятся интеграционные процессы, и вполне возможно, что значительная часть этих новых мигрантов тоже пополнит ряды платежеспособного населения столичного региона, расширив потребительскую емкость рынка.
Как бы то ни было, в среднесрочной перспективе рынок потребительских товаров и услуг столичного региона ожидает экстенсивное расширение за счет постоянного притока мигрантов. Насытить этот рынок — задача бизнеса, в том числе иностранного. В идеале нелегальной миграции должен быть поставлен заслон, а легальная должная тщательно регулироваться. В этом случае от миграционного потока выиграют все виды бизнеса, ориентированные на потребительские товары и услуги, поскольку конкурентный климат окажется куда мягче, чем на давно устоявшихся западных рынках. И только иностранные предприниматели смогут этот оценить по достоинству.