Воля к победе
– Я с детства бредил машинами. С 18 лет выступал в ралли. Это стало моим образом жизни. Неудивительно, что, получив специальность инженера-механика по эксплуатации автомобилей, я основал транспортную компанию. Занимался экспресс перевозками.
О компании RMServices
Основанная в 2009 году Риком Минне компания RMServices оказывает услуги в спортивном маркетинге, организации корпоративных мероприятий, развитии автоспортивного бизнеса и автоспорта в целом. Предлагает корпоративному рынку ряд оригинальных продуктов, способствующих продвижению бизнеса и повышению корпоративной культуры, реализует конкретные проекты в сфере пиара и тимбилдинга. Ключевые клиенты – крупные российские и международные компании разного профиля, в том числе производители продукции категории luxery.
Один из моих клиентов решил в 2007 году открыть свое дело в России. Я отправился с ним в Москву в качестве компаньона. И тут разразился кризис. Два наших магазина в российской столице пришлось закрыть. Два года я проработал в одной московской транспортной компании. А потом открыл свой бизнес. Начал с маркетинга и организации автоспортивных мероприятий. К тому времени у меня уже появились русские друзья, тоже увлеченные автогонками.
– Сложно было зарегистрировать в Москве свое предприятие?
– Наш главный офис находится в Смоленске, в Москве - представительство. Смоленска очень удобно расположен – между Латвией, Белоруссией и Москвой. Что касается оформления компании, то все прошло очень четко и быстро, уложились в три недели.
– Какое впечталение произвела на вас российская глубинка?
– Когда я первый раз попал в Смоленск, мне показалось, что время остановилось. Никаких пробок, в отличии от Москвы. На главной площади стояли только три автобуса. Но сейчас в регион пошли большие инвестиции, и все быстро меняется.
Что касается оформления компании, то все прошло очень четко и быстро, уложились в три недели.
Действуем мы и в Москве и по всей России. Организовывали навигационные ралли, соревнования по спринту, слалому, устраивали ночные гонки по европейской системе. Готовили маршруты, близкие по условиям к профессиональным. При этом активно сотрудничали с областным отделением ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту).

— В России все инструменты маркетинговых коммуникаций, в том числе организация мероприятий и PR, начинают догонять Европу и США. Увы, пока тема автоспорта недостаточно популярна. Например, при продвижении раллийных инфоповодов Volkswagen и Skoda мы видим, они находят меньший отклик в СМИ, чем у западных коллег. Однако в последние годы автоспорт набирает популярность. Спрос на применение этой темы в маркетинге растет. На рынке не так много профессионалов в автоспортивном направлении, и для обеспечения высокого уровня мероприятий и квалифицированной технической экспертизы создаются смешанные команды из автомобильных гуру и маркетинговых профи.
Стоимость московского стартапа в сфере пиара и организации мероприятий — от 5 млн рублей. Этот показатель складывается из расходов на создание организации, аренду офиса, закупку оргтехники, оплату труда сотрудников, разработку сайта и проведение акций по привлечению клиентов.
Рынок динамично развивается и изменяется. Только в Москве работает более тысячи агентств. Если несколько лет назад они занимались сразу всем, то сейчас стали появляться сильные игроки с четкой сегментацией своего бизнеса: HR-event, MICE, еvent-marketing, teambulding. Это позволяет клиентам обращаться к специализированным агентствам.
– Чем отличаются западноевропейские ралли от российских?
– В Европе подобные мероприятия обычно проводятся на асфальтовом покрытии, в России – в основном, в лесистой местности. На Западе подготовка занимает и полгода, и год. Надо получить разрешение от мэров всех городов, через которые проходит ралли. Утрясти вопросы со страховыми полисами, правилами безопасности. В России все проще.
– В чем особеность российских клиентов по сравнению с западными?
– Для россиян многое в новинку. В Европе автогонки давно пользуются большой популярностью. Приходит множество людей, чтобы получить удовольствие от зрелища и лично поучаствовать в состязаниях. В России популярность этого вида спорта стала расти только несколько лет назад, когда Виталий Петров попал на подиум в самом престижном классе автогонок - «Формуле-1», а Евгений Новиков вошёл в тройку лучших в чемпионате мира по ралли (WRC). Что касается клиентов, то в Европе они более дисциплинированные. В России, например, не раз могут перенести сроки соревнований.
За рулем
– Какой первоначальный взнос команды? Меньше, чем в Европе?
– Конечно, в Европе дороже. В России от команды, в которую входит пилот и штурман, требуется всего 5 тыс. руб.
– Наверное, и расходы на организацию меньше?
– На Западе небольшое ралли, подобное тому, что я провожу здесь, обходится раза в четыре дороже. Хотя состав участников самый широкий, как и на Западе: от менеджеров, инженеров, до журналистов и домохозяек. И машины самые разные, есть и собственной сборки. Протяженность трассы такая же – 300-400 км. Но в Европе сейчас с экономической точки зрения все не очень хорошо.
– Выгоднее заниматься этим бизнесом в России?
– Конечно! Для состоятельных клиентов мы сейчас организуем ралли на скоростных, дорогих супермашинах – «Феррари», «Мазерати». Старт в Москве, потом Смоленск, Псков и финиш в Санкт-Петербурге. Планируются телерепортажи с гонок. На промежуточных финишах устраиваем вечеринки – пообщаться и отдохнуть.
На Западе небольшое ралли, подобное тому, что я провожу здесь, обходится раза в четыре дороже.
Еще я создал нечто эксклюзивное для России: корпоративный день вождения. Компании приглашают своих клиентов или партнеров. На мероприятии их встречают мировые лидеры автогонок. После того как приглашенные участники прокатятся в одном экипаже со знаменитыми пилотами, они сами могут сесть за руль спортивной машины. Такие вот своеобразные мастер-классы. Машины при этом раскрашены в корпоративные цвета. Это совершенно особый способ ведения бизнеса, но это работает.
– На какой машине сами гоняете?
– На «Форд Фиесте SТ». У нее двухлитровый двигатель, она специально создана для ралли. В Россию таких машин было поставлено около ста, сейчас же на дорогах осталось менее двадцати.
– А что скажете о российских автомобилях?
– Меня удивила «Лада-Калина». Ее уже не сравнишь с той «Ладой», что делали в Советском Союзе. Про ту машину у нас шутили: «У нее четыре педали: газ, тормоз, переключение скоростей, и четвертая – чтобы накачать подушку безопасности».

— Объем московского event-рынка оценивался в ходе исследований всего рынка BTL-услуг. Оценки такие: 2010 год — около $160 млн, 2012-й — около $300 млн. Потенциальная емкость рынка, по мнению специалистов, достигает $700 млн. Среди основных игроков следует упомянуть агентство стратегических событий «Подъёжики», компанию Eventum Premo, агентство праздников «Князевъ». Если сравнивать с западным рынком, полагаю, что на уровне топовых агентств существенных различий в ведении бизнеса нет. Для выхода на рынок потребуется как минимум разработка фирменного стиля (стоимость от $2000) и разработка сайта (от $3000). На организационные расходы понадобится не меньше $3000.
– Русский язык освоили?
– Русский я учил еще в Бельгии. Тут есть помощница, которая мне все переводит. Но я стараюсь освоить язык. На выходные выезжаю за пределы Москвы, активно общаюсь с людьми из глубинки.
– Где легче привлечь спонсоров – в России или на Западе?
– На Западе сейчас из-за кризиса очень непросто найти спонсоров и клиентов, которые хотели бы инвестировать в спортмаркетинг. В России же сложность другого рода. Компании еще не очень знакомы с автоспортом, клиентам надо все подробно объяснять. Помогает то, что Москва является бизнес-центром всей России. Ведь тут расположены головные офисы многих крупных компаний.
Помогает то, что Москва является бизнес-центром всей России. Ведь тут расположены головные офисы многих крупных компаний.
Мы привлекаем клиентов из различных видов индустрии: нефтяные компании, известные бренды, вовлеченные в спортивное автомобилестроение, а также фирмы, выпускающие популярные марки одежды. Рекламу размещаем непосредственно на машинах.
– Насколько сложно было найти общий язык с состоятельными клиентами, владельцами дорогих машин?
– У меня с ними не возникает никаких трудностей. Все они - заядлые автолюбители, у нас много общего. Удивляет другое. Русские думают, что чем вещь дороже, тем она качественнее. Например, я купил недавно зимние шины для своей машины по 2 тыс. рублей за штуку. Мой русский друг отреагировал так: «Это же дешевка!». Сам он отдал за каждую шину 9 тыс. руб. Однако эти шины практически ничем не отличаются от моих недорогих покрышек.
– Что скажeте о русском менталитете?
– Русские очень открытые, всегда готовы прийти на помощь. Если я делаю ошибки в русском языке, никто не смеется, все стараются деликатно поправить меня. Отличительная черта русских – радушие, особенно в глубинке. Несколько лет назад судьба забросила меня в приграничный Выборг с профессиональной ралли-командой Peugeot. Мы остановились в деревне, и одна пожилая пара накормила нас, как родных. В Европе такого не встретишь.
На шаг впереди
– С какими пришлось столкнуться трудностями?
– Здесь постоянно что-то меняется - в законодательстве, в бухгалтерии. Заходишь в учреждение и слышишь: «Вышло новое постановление». А на следующий день к нему уже принимают поправки. У меня есть разрешение на ПМЖ (постоянное место жительства). Но каждый год приходится снова доказывать, что я работаю в России, исправно плачу налоги.
– Сколько человек в вашей компании?
– В штате пять сотрудников, и мы нанимаем людей под определенные проекты, мероприятия.
– Кто ваши конкуренты?
– В том-то и дело, что в России у нас нет конкурентов! Но я прекрасно отдаю себе отчет в том, что очень скоро они появятся. Когда люди видят, что ваш бизнес успешен, они тоже хотят попробовать нечто в том же роде. У меня большой опыт в автоспорте, поэтому я всегда буду хотя бы на один шаг впереди всех.
У меня большой опыт в автоспорте, поэтому я всегда буду хотя бы на один шаг впереди всех.
– С российскими чиновниками научились договариваться?
– На первых порах, чтобы дойти до главы региона, требовалось посетить два десятка чиновников различного ранга. У каждого было свое мнение, каждый говорил, что надо сделать и как. На согласования уходило много времени. Но сейчас, организовывая автоспортивные мероприятия, я уже иду непосредственно к главе региона и незамедлительно получаю «добро».
– Российские партнеры надежные?
– Подвести могут как российские, так и западные партнеры. У меня были проблемы с некоторыми компаниями. Как только я чувствовал, что меня могут обмануть, тут же прекращал сотрудничество. Тут нужно полагаться на свою интуицию.
– Как оцениваете российские дороги?
– Дороги как дороги. Иностранцы любят шутить: «Берегись того, кто едет по российской дороге прямо и уверенно. Это пьяный. Только «под градусом» можно здесь ехать прямо, не объезжая кочки и ямы». Но проблема не в дорогах, а в водителях, которые по ним ездят.
– Культура вождения отличается от западной?
– Еще как! Первое время я еще удивлялся. Когда притормаживал перед пешеходным переходом, сзади мне начинали сигналить сразу несколько водителей. Были те, кто крутил пальцем у виска, чего это ты, мол, дурак, остановился? Теперь, конечно, уже не так. И тут все постепенно меняется к лучшему.
– Что в планах?
– Собираюсь активно сотрудничать с одной крупной российской компанией, которая занимается организацией эксклюзивных, «топовых» мероприятий.
– Стоит ехать в Москву, чтобы заняться бизнесом?
– Безусловно! В России преуспеет тот, кто готов смело принять любой вызов и постоянно самосовершенствоваться. Но что может быть интересней в жизни?