— С чего вы начинали свой бизнес в Москве в далекие 1990-е годы?
— С недвижимости, в этом секторе царило тогда большое оживление. Все что-то покупали, продавали, строили. Но никто не пытался делать бизнес на продаже зарубежной недвижимости русским. Моя первая компания этим и занялась. Мы предлагали россиянам объекты в Испании, Турции, Коста-Рике, Панаме, Таиланде.
О Киме Ваддупе
Выпускник Cranbrook Grammar (графство Кент), Ким Ваддуп живет и работает в Москве с 1992 года. В 2002 году основал компанию aiGroup, специализирующуюся на проведении коммерческих выставок и других деловых и общественных мероприятий. Постоянный организатор выставок недвижимости Investment Show, Property Show в Москве и Санкт-Петербурге, форумов бизнес-туризма Moscow MICE Forum, медицинских выставок Moscow MedShow и Moscow SpaShow. В 2003-м основал компанию IPC Russia, торгующую недвижимостью, и превратил aiGroup в холдинг. В 2007-м создал компанию The Luxury Network Russia, оказывающую маркетинговую поддержку западным брендам класса «люкс» на российском рынке. С 2011 года издает в Москве англоязычные журналы International Residence и Moscow Expat Life.
— Недвижимостью до сих пор занимаетесь?
— Да, это важное направление для холдинга aiGroup. К тому же пересекается с другим нашим бизнесом — организацией коммерческих выставок. Мы провели уже 22 мероприятия International Property Show и 14 Investment Show в Москве, а также 12 выставок в Санкт-Петербурге. Кроме того, мы издаем журнал по недвижимости International Residence, у нас есть портал 1-property.ru. Мы организуем также выставки медицинского туризма и бизнес-туризма. А еще выпускаем журнал Moscow Expat Life — мое любимое детище.
— Но все же компания aiGroup больше известна как ведущий игрок на рынке MICE. Кстати, как это расшифровывается?
— Meetings, Incentive, Conferences, Events — то есть организация встреч, инсентив-туризм (туризм как поощрение сотрудников с элементами тренинга), конференции и мероприятия. Мы проводим MICE-форумы, выставки и конференции по инсентив-туризму, бизнес-туризму, медицинскому туризму. Это уникальные отраслевые мероприятия в Москве по данным сегментам бизнеса.
— Медицинский туризм — не самый распространенный. Как вы им занялись? Куда москвичи едут лечиться?
— Я начал заниматься медицинским туризмом в Москве в середине 1990-х, когда у меня был небольшой спа-бизнес в Австрии. Мы вывозили высокопоставленных клиентов, в том числе из правительства, в предгорья Альп, на минеральные воды. Но были и другие клиенты. В частности, мы помогали лечиться ветеранам Чернобыля.
Современные москвичи чаще всего ездят на лечение в Германию, Израиль, Таиланд. Пользуются популярностью также Индия и Корея. На международном рынке разные страны специализируются на разных отраслях медицины. В Таиланде, например, очень сильные специалисты по косметической пластической хирургии. В год медицинские туры совершает до 70 тысяч россиян.
— Кто ваши клиенты в Москве? Состоятельные люди?
— Нет. Средний класс. В Москве уже сформировался обширный слой среднего класса. На улицах полно хороших машин, во многих семьях по два автомобиля. Рестораны полны. Именно средний класс — основная аудитория наших выставок, и в частности, выставки Moscow MedShow.
В Москве уже сформировался обширный слой среднего класса. Именно средний класс — основная аудитория наших выставок.
— А какова ситуация с бизнес-туризмом?
— Тоже бурно развивается. Российские компании стремятся расширить рынки сбыта, интегрироваться в глобальную экономику. Многие вывозят сотрудников за рубеж на курсы, тренинги. Если вы дорожите сотрудниками, то просто платить им высокую зарплату недостаточно. Может найтись тот, кто заплатит больше. О персонале надо заботиться. Вывезти заграницу на новогодние каникулы или на учебу — хороший способ повышения лояльности. И это не так уж дорого. MICE составляет для меня большой интерес в бизнесе, и выставка Moscow International MICE Forum очень успешна.
Алексей Бояркин, Генеральный директор ЗАО «Бизнеском» :
— Российский рынок MICE растет опережающими темпами: в 2013 году зафиксирован рост на уровне 12%, а общемировой показатель не превышает 4%. Важно также то, что в среднем по миру доля MICE в ВВП достигает 1,5%, а в России всего 0,3%. То есть российский рынок MICE находится в стадии формирования, и логично предположить, что на нем в самом ближайшем будущем появятся новые игроки, в том числе западные. Конечно, главными центрами MICE в России выступают Москва и Санкт-Петербург. Российская столица дает более 50% рыночного оборота в данном сегменте, на долю Санкт-Петербурга приходится 14%, остальные — крупные города с населением большее 1 млн человек.
MICE-форум, проводимый компанией aiGroup, — одно из центральных событий отрасли. На этих форумах видно, как быстро развивается данный вид бизнеса. Если еще несколько лет назад на российском рынке ощущалась нехватка MICE-объектов, отвечающих международным стандартам, то теперь эта проблема решена — в том числе с помощью представителей западного отельного бизнеса.
— Конкурентов много?
— В бизнес-туризме было немало конкурентов, но они почти все ушли с рынка. Остались только самые сильные игроки, и мы в том числе. По медицинскому туризму проводятся хорошие конференции, но строго в рамках B2B. Мы же делаем акцент на B2C. Мы стараемся избегать прямой конкуренции. Никогда не действуем по принципу: «О, это неплохая идея. Давайте сделаем так же». Мы стараемся придумать что-то свое, чтобы отличаться от конкурентов, и предпочитаем запускать бизнес, когда рынок только еще начинает развиваться.
Никогда не действуем по принципу: «О, это неплохая идея. Давайте сделаем так же». Мы стараемся придумать что-то свое.
— Расскажите подробнее, как вы создавали aiGroup. Почему возникла мысль заняться организацией выставок?
— Я вел туристический бизнес, он рос, но росло и предложение. Конкуренция свелась к простому принципу: «Какую цену вам предлагают? Я предложу на 10% дешевле». Это не мой стиль. И я начал приглядываться к другим секторам рынка. Через туристический бизнес я уже вышел на рынок продажи зарубежной недвижимости. И обнаружил, что в России совершенно нет соответствующих выставок и журналов. У меня уже был русский партнер, с которым мы хорошо сработались. Молодой и амбициозный. Он привел с собой еще несколько человек — своих друзей по МГУ. Очень талантливые дизайнеры и программисты. Это был своего рода союз «Восток — Запад». Я — «Запад» — дал компании западные представления о бизнесе: требование высшего качества, особенно важное для сервиса, принцип «клиент всегда прав». У нас все улыбались, хотя в Москве в то время улыбались только девушки на стойках регистрации в дорогих отелях. Русские — «Восток» — принесли с собой великолепное университетское образование и способность принимать неожиданные решения.
— Вы брали кредиты, искали инвестиции?
— Нет. Кредитов мы не брали и не берем. Инвестировали фактически только свои деньги. Первый наш офис был ужасен, мне было стыдно приглашать туда людей на переговоры. Но он был дешев, а нам в то время приходилось минимизировать расходы.
— Что было самым сложным в самом начале?
— Не хватало уверенности в будущем. Я все вложил в новое дело, мы много работали, а окружающая действительность не всегда внушала оптимизм.
Я все вложил в новое дело, мы много работали, а окружающая действительность не всегда внушала оптимизм.
— Где вы провели свою первую выставку?
— В фойе отеля Penta. Сейчас мы все наши выставки устраиваем в выставочном центре на Тишинской площади. Это место нас полностью устраивает.
— Как набирали сотрудников?
— Дали объявление: «Студенты, хорошо говорящие по-английски и умеющие улыбаться, приглашаются для временной работы на выставке». Пришло больше сотни. Отобрали прекрасную команду, большинство — девушки. На выставке их прозвали Kim's angels. Они до сих пор работают.
Елена Костенко, pуководитель отдела оценки ООО "Аркадия":
— По экспертным оценкам оборот рынка отраслевых выставок в России составляет около $350 млн в год. На сегодняшний день 42 выставочных бренда 16 российских организаторов приняты в UFI — The Global Association of the Exhibition Industry. В UFI принимают выставочные бренды, играющие значительную роль в развитии экономики страны или региона и соответствующим международным стандартам. Основные выставочные площадки Москвы — «Крокус Сити», «Экспоцентр», ВВЦ. Все ведущие отраслевые выставки проводятся именно здесь. Перспективы развития рынка выставок эксперты связывают с перспективами российской экономики в целом. Рост каждой отрасли всегда влечет за собой расширение выставочной деятельности по соответствующей тематике.
Если сравнивать с западным рынком, полагаю, что на уровне топовых выставочных центров существенных различий в ведении бизнеса нет. Для организации выставки потребуется как минимум помещение (обычно выставки организуют на арендованных площадях), разработка фирменного стиля (от $2000) и разработка сайта (от $3000), хорошая рекламная компания по привлечению посетителей и участников выставки. На организационные расходы понадобится не меньше $30000.
— У вас весь бизнес в России?
— Весь наш бизнес интернационален и весь базируется на российском рынке. Мы — я и мои сотрудники, партнеры — часто выполняем роль своеобразного моста между Востоком и Западом. Перед Олимпиадой нам задавали много вопросов в сети Twitter и по почте: а как там в Сочи, можно ли туда ехать, не опасно ли? Мы терпеливо объясняем. Россия — это не США и не Великобритания, она другая. Но здесь можно жить, отдыхать и работать.
— Сколько человек у вас в штате?
— Постоянно — 18. Некоторые работают удаленно. В том числе и я. Меня не было в офисе два месяца, а все дела в полном порядке. Конечно, на важных выставках или других ключевых мероприятиях мы все присутствуем.
— У вас есть российский партнер?
— Да, мы работаем вместе уже 13 лет. У нас многие в компании почти с самого начала, текучесть кадров минимальная. Кроме того, под конкретные проекты — те же выставки, мы берем до 60 человек на временную работу. Зовем студентов. Хотите получить опыт? Приходите. Многое я сам делаю. Руководящие указания, решение вопросов за ужинами в дорогих ресторанах — не мой стиль.
Руководящие указания, решение вопросов за ужинами в дорогих ресторанах — не мой стиль.
— В других странах, в Англии или в Австрии, было бы вести такой же бизнес проще или сложнее?
— Сейчас я не стал бы даже пробовать. Рынок Австрии и Великобритании зарегулирован, там все давно поделено. А когда я начинал в Москве, здесь было чистое поле. Есть идея? Иди и реализуй ее. Теперь, конечно, надо быть осторожней, все тщательно просчитывать, закладывать солидную юридическую базу, перед тем как запускать дело. Стало безопасней, удобней. Но что-то ушло. Многие не понимают Россию, говорят, что делать здесь бизнес крайне сложно. Из окна лимузина или такси понять Россию невозможно. Походите пешком и что-то поймете. Некоторые иностранцы, приезжающие в Москву, боятся зайти в метро, потому что им сказали: там опасно и грязно. Чушь! Я постоянно езжу на метро.
Из окна лимузина или такси понять Россию невозможно. Походите пешком и что-то поймете.
— У вас офис в престижном районе Москвы. Это имеет значение для бизнеса?
— Нет. Просто отсюда пять минут пешком до моего дома. Клиенты появляются здесь редко. Обычно все дела решаются через Интернет.
— Вы — организатор Moscow International Golf Show. Решаете за партией в гольф деловые вопросы? Или для вас это просто спорт?
— Просто спорт, развлечение. Я, кстати, играю в гольф так себе. Мне не нравится, как гольф развивается в Москве. Есть площадки, но исключительно для элиты. Гольф должен быть более демократичен.
— Вам нравится жить в Москве?
— Я в Москве много лет и всегда получал от этого города большое удовольствие. Но российские зимы меня уже не радуют. Наверное, сказывается возраст. Поэтому московские холода я предпочитаю пережидать в теплых странах. Но все равно возвращаюсь в Москву.