Business Investment Guide to Russia
Войти | Зарегистрироваться  | 
en de 中文
BIGRUSSIA
 
 

Журнал

Бизнес-клуб

Новости
BigRussia.org  Истории успеха иностранного малого и среднего бизнеса в России
О нас Архив Календарь
Рубрики журнала
  • Персона
  • Личный опыт
  • На работу в Россию
  • Торговать с Россией
  • Стартап и венчур
  • Тенденции
  • Консультации
  • Моделируем ситуацию
  • Выставки
  • Деловые центры России
  • Жизнь в России

Самые читаемые
  • Долгоиграющий тренд Управляющий партнер венчурного фонда Ventech француз Ален Каффи поддерживает долгосрочные российские проекты, потому что смотрит в будущее с оптимизмом.
  • Здесь любят Италию Итальянец Фабрицио Грилло учит москвичей своему родному языку и сам уже прекрасно понимает русских.
  • Хостел, который построил Джеймс Правила ведения бизнеса в России от англичанина Джеймса Скиннера.

Новости
  • В России создана Комиссия по Блокчейн Технологиям и Крипто-экономике В Общероссийской общественной организации «Инвестиционная Россия» создана «Комиссия по Блокчейн Технологиям и Крипто-экономике».
  • IR Capital Partners Общероссийская общественная организация «Инвестиционная Россия» запускает свой инвестиционный фонд IR Capital Partners для инвестиций в действующие проекты реального сектора.
  • Россия-Африка Инвестиционная Россия является надежным и правильным каналом коммуникации со странами Африки по вопросам инвестиций и торговли для российских компаний.
  • Лучший инвестиционный проект в сфере e-commerce «Инвестиционная Россия» провела конкурс, в котором определила лучшие инвестиционные проекты. В номинации «Лучший инвестиционный проект в сфере e-commerce» награжден портал OTKOROBKI.RU.



Популярное за неделю
  • Долгоиграющий тренд Управляющий партнер венчурного фонда Ventech француз Ален Каффи поддерживает долгосрочные российские проекты, потому что смотрит в будущее с оптимизмом.
  • Здесь любят Италию Итальянец Фабрицио Грилло учит москвичей своему родному языку и сам уже прекрасно понимает русских.
  • Хостел, который построил Джеймс Правила ведения бизнеса в России от англичанина Джеймса Скиннера.
  • В России найдется дело всем! Так считает финансист Зейн Адам, удостоенный Золотого аттестата Ассоциации российских банков.
  • Сын – за отцом Как американец Грегори Озтемел нашел свою медицинскую нишу в Москве.
  • Машина времени Сетаро Ямамото Семейный стартап «МирВрача» бывшего японского дипломата и его русской жены уже привлек $1,4 млн инвестиций.
  • BIGRUSSIA 11.2011
  •  / 
  • Персона

Кендрик Уайт: Пока умный целится, богатый стреляет
В своем интервью Кендрик Уайт рассказывает, какие сложности встретят инвестора, решившего строить бизнес в далекой России. А на что делает ставку сам генеральный директор консалтинговой компании MARCHMONT?
Текст  Максим Подберезовиков  | Фото  Алексей Верпека

40

– Кендрик, насколько тяжело иностранцу открыть свой малый или средний бизнес в России, какие сложности встретят его здесь?

– Первая проблема его встретит не в России, а на Западе. Имя этой проблеме – негативный имидж России. На Западе уверены, что в этой стране повсеместно распространены мафия и коррупция... Я работаю в России уже больше 18 лет и ни разу не встречался с мафией, у меня не было проблем с ней. Можете не верить, но у меня не было и больших административных проблем, хотя подстраиваться под местные условия конечно же пришлось.

– А что было самым сложным?

– Налоги и отношения с сотрудниками в рамках российского Трудового кодекса. Это совершенно иные отношения, чем у бизнеса в Америке. В России при увольнении сотрудника, который меня не устраивает или который мне больше не нужен, я обязан выплатить ему компенсацию в размере двухмесячной зарплаты... Для среднего, а уж тем более малого бизнеса это очень много. Очень негибкий Трудовой кодекс, и при этом высокие социальные налоги. Чтобы заплатить человеку 1 доллар зарплаты, еще 47 центов надо отдать на налоги. На прибыль налог очень маленький, но социальные налоги – это ужас. Очень дорого...

Я работаю в России уже больше 18 лет и ни разу не встречался с мафией

– Почему же тогда западные компании одна за другой открывают здесь свои производства и представительства, а от западных бизнесменов нередко слышишь, что российский рынок они рассматривают как основной для развития?

– Потому что российский рынок не просто огромный, он до сих пор еще не заполнен. Рентабельность очень высокая.

– То есть эти проблемы работают как клапан, они отсекают нерешительных? Но уж если пробился...

– Россия – это рынок с огромным потенциалом роста. Но нет фундамента: простых и понятных правил ведения бизнеса. Это и мешает развитию компаний. А клапаном, отсекающим нерешительных, является негативный имидж России. Но здесь все не так однозначно.

«У меня реальный опыт, я венчурный капиталист, я продал компанию за 125 млн. долларов, вам интересно?»

20 лет назад Россия не поняла очень важного момента. Мало сказать: мы открыты. Надо постоянно себя продвигать. Приведу пример: пять лет назад я участвовал в работе форума БРИКС в Нью-Йорке. Аудитория – около 500 человек, все – очень крупные инвесторы. Они были абсолютно открыты для инвестиций в Бразилию, Россию, Индию, Китай. Они просто искали информацию и перспективные проекты. Спонсорами конференции выступали китайские и индийские компании. Не было ни бразильских, ни российских. Соответственно, и модераторами были китайцы и индийцы. Модераторы давали продолжительное время для выступлений своим соотечественникам и довольно жестко прерывали всех остальных. Я должен был выступать с презентацией по венчурным инвестициям во второй половине дня, сразу после англичанина, который тоже рассказывал о русском проекте. Китайский модератор не дал ему договорить, прервал «шуткой»: «Хватит рассказывать о России, наверное, вы ее любите, потому что у вас русская жена». Англичанин смешался и скомкал свою речь. Слово передали мне. Моя презентация посвящалась компании НижФарм. Ее купил мой студент. Я стал рассказывать об инвестициях в фармацевтический рынок России. Китайский модератор попытался прервать меня такой же фразой: «Американец, наверное, у него русская жена, поэтому он рассказывает о перспективах российского рынка». Вот тут уже я не выдержал, обратился к аудитории: «У меня реальный опыт, я венчурный капиталист, я продал компанию за 125 млн. долларов, вам интересно?» После этого все зааплодировали, аудитория встала на мою защиту, меня выслушали... Но менее решительным слова так и не дали.

В самом начале своего становления в России я тоже терял деньги.  Но это был мой ущерб, моя ошибка…

Поэтому негативный имидж России – от недостатка информации. Все совершенно не так, как об этом говорят. На самом деле, все не так плохо и безнадежно. Не стоит сгущать краски. Просто нужно понять, как делать правильно. В самом начале своего становления в России я тоже терял деньги. Но это был мой ущерб, моя ошибка… У меня был некомпетентный юрист и не было русского партнера, который бы вовремя предостерег меня от неправильных действий.

– Доля малого и среднего бизнеса в России не превышает 20 процентов от ВВП...

– Двадцать лет назад доля малого и среднего бизнеса в российском ВВП составляла меньше 1 процента. Рост в 20 раз за два десятилетия – это очень хороший результат.

– Да, но в Европе, в США малый и средний бизнес составляет основу экономики и занимает от 60 до 80 процентов ВВП. Можно ли говорить, что в ближайшие десять-двадцать лет Россию ждет трехкратный рост в этой сфере?

ХОТИТЕ ОТКРЫТЬ БИЗНЕС В РОССИИ?
Пять советов Кендрика Уайта
1. Русский партнер.
Необязательно, чтобы он был соучредителем компании. Но у вас должен быть хороший русский консультант, человек, которому доверяешь, и который знает здесь все ходы и выходы. Желательно, юрист. В перспективе он может стать в России вашим управляющим.
2. Не бойтесь строить личные отношения с бизнес-партнерами.
В Америке у меня были бизнес-отношения и, соответственно, друзья в этой сфере, и у меня, конечно, были семейные и университетские друзья. Это были три разных круга общения, все - отдельно друг от друга. В России они все вместе присутствуют на ваших днях рождения или других торжествах, приходят к вам на помощь в тяжелой ситуации. Здесь действует правило: «Друг моего друга – мой друг». И мой совет иностранцам: не стройте между ними лишних барьеров. Вам это ни к чему.
3. Надо очень хорошо узнать конкурентов и изучить нишу, на которую вы претендуете.
Но запомните: если ваш конкурент – государство или государственная компания, у вас нет шансов победить… Однако если вы станете ее партнером, у вас не будет шансов проиграть.
4. Вкладывайтесь в долгосрочные проекты и дорожите своей репутацией.
При этом не рассчитывайте на короткую и быструю прибыль. И ни в коем случае не сдавайтесь при виде трудностей. Я стал своим для многих русских после того, как вместе с ними пережил кризис 1998 года. Тогда мне сказали: «Ты американец, но ты наш человек!» Репутация в России - это золото. Иногда «под репутацию» вы можете получить даже то, что не получите за деньги.
5. Россия – это не только Москва, а еще 82 региона.
При открытии бизнеса в регионе есть свои особенности и трудности, но потенциал роста - просто огромный! Среди перспективных регионов (назову их по центральным городам): Нижний Новгород, Казань, Новосибирск, Калуга, Томск, Екатеринбург, Астрахань... В России много регионов с прогрессивными администрациями, хорошим рынком, замечательными партнерами. Можно начать бизнес в одном из них, а уже потом задуматься об экспансии в Москву. Необязательно завоевывать российский рынок из центра, можно начать с окраин. Так даже легче.
– Я экономист и уверен, что так и будет. В ближайшие пять лет, думаю, Россию ждут большие изменения в этой сфере. Власть сейчас открыта, она начинает прислушиваться к проблемам малого и среднего бизнеса. Я знаю много чиновников, депутатов, которые очень критично относятся к российскому законодательству. Они понимают, что это мешает русскому малому и среднему бизнесу. В том же Нижнем Новгороде я вижу достаточное количество молодых людей, которые за последние 5-10 лет выстроили успешные компании, но их рост остановился. У них достаточно денег, чтобы ездить в отпуск в Европу, каждые 3-4 года менять машину, но местные условия не дают развиваться бизнесу дальше. Судя по выступлениям на наших форумах представителей российских властей, в ближайшие пять лет Россию ждут большие изменения в этой сфере.

– Но те, кто уже присутствует здесь, кто придет на российский рынок в ближайшие годы, имеют возможность подготовиться к этому росту, закрепиться в наиболее интересных нишах. Или лучше подождать?

– Я понимаю подоплеку вашего вопроса. Недавно услышал такую поговорку: пока умный целится, богатый стреляет. Конечно, у того, кто начинает раньше, всегда больше шансов и возможностей. Повторюсь: рынок здесь не просто огромный, он до сих пор еще не заполнен.

Русский партнер – это ­связи, опыт, знание местной специфики. Иностранный партнер – это отличное знание бизнес-процессов.

Но любой хороший западный предприниматель задумывается о бизнес-процессе. То есть не только производство, но и дистрибуция, развитие бренда... И бизнесмен ищет широкую дорогу для бизнес-процессов. Поэтому, на мой взгляд, успех возможен, но нужен хороший партнер. Русский партнер – это связи, опыт, знание местной специфики. Иностранный партнер – это отличное знание бизнес-процессов. Сочетание этого – самый лучший вариант для успеха.

–  Какой сектор более перспективен?

– Я не могу быть объективным, так как занимаюсь сейчас продвижением инноваций в бизнесе. Мне кажется, что в России –  лучшие технологии планеты. Но в России их абсолютно не умеют коммерциализировать. На мой взгляд, это самая перспективная ниша – коммерциализация российских технологий и вывод их на глобальный рынок. На английском –commercialization strategy services. Поэтому тем, кто занимается коммерциализацией технологий, софта, IT-технологий, инноваций в области медицины и фармацевтики, тем, у кого есть опыт и кто хочет продолжить строить карьеру в этом направлении, стоит задуматься о России. Здесь сейчас огромный дефицит специалистов, которые бы профессионально занимались глобальным и стратегическим маркетингом, глобальными продажами. На мой взгляд, это самая перспективная область сейчас.

И я думаю, Россия сейчас строит очень хороший фундамент инновационной экономики. Сколково – это не потемкинская деревня. Это реальный процесс. В Сколково представлено очень много крупных компаний. Я думаю, что там очень много ниш для молодых американских и европейских предпринимателей. Для тех, кто занимается услугами в области коммерциализации технологий.

Россия сейчас строит очень хороший фундамент инновационной экономики. Сколково – это не потемкинская деревня. Это реальный процесс.

И еще. Очень многие российские компании не умеют продавать свои продукты. Они не думают, как использовать технологии для привлечения инвестиций в свои бизнес-процессы. Поэтому это тоже открытые ниши для западных консультантов и специалистов.

– А какая сфера бизнеса в России вызывает у вас самое большое раздражение?

– Гостиницы. В России, особенно в регионах, очень мало нормальных гостиниц. Этот рынок здесь фактически отсутствует.  Хотя с точки зрения потенциального инвестора или бизнесмена – это скорее плюс.

–  А можно ли управлять бизнесом дистанционно?

– Не рекомендую. Как минимум пять лет вы должны будете провести здесь, чтобы отстроить бизнес-процессы. Потом, если у вас хорошие бизнес-партнеры, вы сможете вернуться к себе на родину. Но нужен хороший партнер. Не менеджер. Вы должны чувствовать себя с партнером в одной лодке, только тогда со временем вы сможете вернуться в Лондон, Берлин или Нью-Йорк.

X
facebook

Дочитали? Спасибо Вам! Для этого мы и работаем. Нажмите "Нравится", чтобы читать журнал в Facebook

29.10.2011

Поделиться
Другие статьи из этой рубрики

Так считает швед Фредрик Свенссон, партнер юридической фирмы Mannheimer Swartling, работающей в столице России с 1990 года.

Немец Ульф Шнайдер надеется, что нынешний политический кризис между Западом и Россией будет преодолен и впредь ничто не омрачит международное деловое сотрудничество.

Национальный директор компании «Бейкер Тилли Русаудит»британец Дэвид Джеймс считает, что бизнес в России лучше начинать с учебником истории.

Директор франко-российского аналитического центра Observatoire Арно Дюбьен рассказывает о том, что сулит западным инвесторам Московская агломерация.

Президент Американской торговой палаты в России Эндрю Сомерс в конце года покидает свой пост, однако никуда уезжать не собирается.

Англичанин Филип Гаджен, глава московского офиса ведущей международной компании в области управленческого консалтинга Oliver Wyman, в ожидании объемных трансформаций российского бизнеса

Вас может также заинтересовать

Chery — помощь в пути

Китаец Сю Цзяншэн продает в России автомобили компании Chery — самого узнаваемого бренда Поднебесной в России.

V.I.P.-шопинг

Основатель и СЕО первого в России онлайнового шопинг-клуба Оскар Хартманн расширил клиентуру высоких фэшн-брендов благодаря удачной электронной коммерции.

Выбирают женщины, работают мужчины

Немец Хансъюрген Оверштольц из Bosch верит в потенциал России, локализует здесь производство и увеличивает интернет-продажи

Русское меню от австрийского шефа

История о том, как повар из Вены объехал весь мир и обосновался в Казани.

Санкционированный бизнес

И в условиях санкций западные компании могут развивать деловую активность в России, надо только не подвергать себя ненужным рискам.

Правильное направление

Канадец китайского происхождения Брюс Пон приехал в Москву из Берлина, потому что считает российскую столицу одним из лучших мест в мире для реализации бизнес-идей.

 
Информация
Правовая информация
Правила цитирования
Журнал
BIGMOSCOW
Архив журнала
Другое
Баннеры
Business Investment Guide to Russia
BIGRUSSIA
e-Mail : magazine@bigrussia.org
© 2011—2023 BIGRUSSIA.ORG Все права защищены

Возрастное ограничение 12+
Журнал доступен в приложениях