Почему преуспевающий финансист Джеймс Скиннер, побывавший в 110 странах мира, решил попытать счастья в далекой холодной Москве?
– В 2002 году я приехал посмотреть Москву, – рассказывает Джеймс. – Снял квартиру, но вскоре пришлось оттуда съезжать. Повод был комичный: хозяйке не понравилось, что я ем много арбузов. По мнению этой доброй женщины, от моих арбузов у нее в квартире развелись тараканы, хотя, между нами говоря, тараканы жили там и до меня. Ну, пришлось мне искать другое жилье…
Начав с поиска недорогой гостиницы, Джеймс обнаружил, что в российской столице… нет хостелов!
– В то время во всей Москве было всего три хостела, – вспоминает англичанин. – Русские воспринимали их, как некие ночлежки для нищих. Но потом в Москву стали приезжать молодые иностранцы, которым не по карману супердорогие апартаменты в новых московских «люксовых» отелях. Этих людей вполне устраивали гостиницы эконом-класса. Тогда я и решил открыть в Москве «мини-отель».
Многие называли его решение начать бизнес в российской столице авантюрой, но ему было интересно, что из всего этого получится. И Россия, и Москва, и русские были для Джеймса тайной за семью печатями, дело усложняло и незнание русского языка, и нежелание иметь русского партнера.
– Я привык сам контролировать бизнес, – признается Джеймс. – Поэтому искал не партнера, а помощника. Нанял русского менеджера, помогавшего в поиске недвижимости под будущий хостел. Искали по объявлениям в газетах и в Интернете. Мы нашли объявление о продаже бывших коммунальных квартир в Большом Каретном переулке, в центре Москвы. Недвижимость здесь очень дорогая, но мне удалось сторговаться примерно на $2.000 за квадратный метр.
У Джеймса ушло около двух лет, чтобы найти квартиры по такой выгодной цене (это почти в два раза ниже рыночной цены). Но даже в этом случае сразу встал вопрос – где взять деньги?
– С банками в России лучше не связываться, здесь очень высокая кредитная ставка, и, скажем, платить 30-40 процентов годовых мне было бы невыгодно, – говорит Джеймс. – Взял заем у друзей в Англии, да и у меня самого были кое-какие накопления.
На эти деньги и купил вначале три квартиры. Это старый, но вполне крепкий дом, здесь надо было только сделать косметический ремонт и заменить сантехнику. Кстати, ремонт в Москве намного дешевле, чем в Англии, но и намного сложнее. Дешевле всего обходятся услуги строительных бригад, в которых трудятся приезжие из других регионов и даже стран (например, Таджикистана).
Джеймс убежден, – мелочей в его бизнесе нет, даже когда речь идет о небольших ремонтных работах.
- У меня работало не менее двадцати бригад, многие из которых мне пришлось выгнать. Однажды строители даже ограбили хостел! Одного из них поймали и посадили за решетку. Совет – никогда не платите строителям полную сумму заранее, только небольшой аванс, иначе вы рискуете больше никогда этих людей не увидеть.
Остальные помещения в этом доме сдавались под офисы, но уже после открытия хостела освободились две квартиры, и Джеймс выкупил еще около 250 квадратных метров.
– Общую сумму затрат называть не буду, – говорит англичанин. – Но с учетом кредитов и сравнительной дешевизны мест в хостеле, вложения окупятся только через девять лет.
Вторая проблема, которую сразу пришлось решать Джеймсу – регистрация постояльцев.
– Для регистрации гостей через Интернет пришлось бы покупать очень дорогую программу миграционной службы, – рассказывает хозяин. – Мы выбрали второй вариант: наша сотрудница ежедневно ходит в отделение миграционной службы, и регистрирует гостей «вручную». Так выгоднее.
Третья проблема, с которой столкнулся Джеймс – персонал.
– Найти в Москве квалифицированного сотрудника для хостела сложнее, чем в Литве, на Кипре или даже в Санкт-Петербурге, где развита система хостелов, – говорит он. – Здесь люди хотят работать в больших отелях класса «люкс». Требования у меня обычные: работник должен быть порядочным, коммуникабельным, профессиональным и добросовестным. С конфликтными, ленивыми и вороватыми людьми я расстаюсь. Сейчас у нас работает двадцать человек. Набираем их по объявлениям в Интернете, с каждым провожу собеседование. Люди в среднем работают не более двух лет, хотя, например, наша уборщица трудится здесь уже шесть лет. Конкретных цифр зарплаты тоже называть не стану, скажу лишь, что у нас она выше средней зарплаты по Москве.
Наконец, четвертая проблема, – бюрократические барьеры, мешающие развивать бизнес.
– Конечно, в Англии высокие налоги, там мы платим до 30 процентов, а здесь всего 6 процентов, – сказал Джеймс, который зарегистрировался в России как индивидуальный предприниматель и платит налоги по упрощенной системе налогообложения.
– У нас не было никаких трудностей при регистрации бизнеса в Москве. По-моему, система индивидуального предпринимательства в России превосходна. Но здесь огромное количество ненужных бумаг, надо документировать каждый шаг, составлять гору кассовых ордеров, чеков и прочих документов, а это увеличивает накладные расходы.
За годы работы в Москве Джеймс приобрел немалый опыт общения и с чиновничеством, и с российскими бизнесменами.
– Начиная бизнес в России, надо уметь торговаться, ведь иностранцам часто завышают цену, – говорит Джеймс. – Перед переговорами лучше заранее выяснить средние московские цены на необходимые товары или услуги. Главное правило: сначала работа – потом деньги. Второе правило: нельзя показывать слабость ни партнерам, ни конкурентам, ни чиновникам. Дела здесь нередко пытаются вести с позиций силы, и лучше сразу показать, что вы не из пугливых. Третье правило, – если вам отказали в первый раз, это не значит, что откажут во второй, так что запаситесь терпением. И четвертое: в России многое решают личные отношения. Постарайтесь подружиться с деловыми партнерами и даже чиновниками. Я бы назвал еще пятое правило, – как можно быстрее выучите русский язык хотя бы на разговорном уровне.
Юлия Шпонкина, руководитель отдела маркетинговых исследований Intesco Research Group :
Последние несколько лет были для России довольно благоприятными в плане развития сферы гостеприимства и, в частности, гостиничного бизнеса. Это выразилось в появлении отелей международных операторов и реконструкции старых гостиниц, открытии множества малых отелей, в том числе хостелов. В настоящий момент в Москве их насчитывается более 70. Они располагаются преимущественно в историческом центре города (в Центральном административном округе Москвы сконцентрировано более 80% от общего количества столичных хостелов). При этом по их количеству город по-прежнему сильно уступает другим мировым столицам, а значит, этот сегмент бизнеса имеет хорошие перспективы роста. В Москве недостает именно малобюджетных хостелов и отелей уровня 2-3 звезд, где наблюдается примерно 80-процентная загрузка номерного фонда, притом постоянно. Для реализации хостела на выкупленных площадях размером 500 кв. м (90 мест размещения) потребуются инвестиции в размере 103,6 млн рублей (более $3,6 млн). Из которых 10,5 млн ($337.847) покупка земли, 86,1 млн (более $2,77 млн) строительно-ремонтные работы, 1,8 млн ($57.916) оборотные средства.При стоимости спального места за сутки в 4-местном номере - 1 тыс. рублей ($32), в 6-местном номере - 600 рублей ($19) и в 10-местном - 500 рублей ($16) при среднегодовой загрузке 80% срок окупаемости хостела оценивается в 3,8 года. Чистый дисконтированный доход составит 26,8 млн рублей ($862.315).
Джеймс убежден, – мелочей в его бизнесе нет, даже когда речь идет о небольших ремонтных работах.
– Недавно нам надо было отремонтировать трубу, – вспоминает британец. – Мастера сказали, что надо менять весь «стояк», и попросили за это огромные деньги. Лет пять назад я бы им поверил, и выложил требуемую сумму. Но сейчас обратился в другую фирму, и дело обошлось заменой одной трубы. Только на таком «недоверии» я сэкономил немалые деньги.
Входящий в Международную Ассоциацию хостелов однозвездочный отель эконом-класса «Годзиллас» сегодня способен сразу принять до 90 туристов. Общая площадь хостела более 500 квадратных метров. Он занимает целый подъезд трехэтажного особняка. И «Годзиллас» практически никогда не пустует, – здешние цены вполне по карману молодым туристам с Запада.
– Наши цены зависят от комфортности номеров, – рассказал Джеймс. – «Люкс» на одного-двух человек стоит $75 в сутки, место в шестиместном номере – $28. У нас не продается алкоголь, и мы не приветствуем распития спиртного в хостеле. Но бывает по-разному. Как-то восемь немецких футбольных болельщиков оставили после себя в номере 500 пустых банок пива!

Москва хочет к 2017 году увеличить ежегодный приток туристов с 4,4 млн до 7,3 млн человек и построить еще 100 отелей в сегменте 1-3 звезды. Но за последние 20 лет расчеты на привлечение зарубежных инвесторов в гостиничный бизнес не оправдались. Из 45 тысяч номеров более трети приходятся на 4- и 5-звездочные отели, хотя массовый туризм ориентируется на 2-3 звезды и хостелы. Местный рынок с его непредсказуемостью и административными барьерами затрудняет работу иностранцам. Сейчас власти Москвы вносят поправки в систему классификации гостиниц, чтобы сделать сегмент хостелов отвечающим правовым нормам. Что положительно скажется на инвестиционной привлекательности этого сегмента гостиничного бизнеса.
На сайте «Годзиллас» потенциальных клиентов предупреждают: «Извините, мы не говорим по-русски». Неужели Джеймсу неинтересны российские постояльцы?
– Конечно, мы рады всем гостям, – развеял эти сомнения англичанин. – Но я хочу контролировать все заказы, и мне удобнее читать на английском. Вот и весь «секрет». Кстати, зимой всегда больше русских гостей, только летом преобладают иностранцы.
Джеймс расширяет свой бизнес в России.
– Пару лет назад я познакомился со строителем из Суздаля, у него небольшая фирма, – рассказывает Джеймс. – Суздаль – прекрасный исторический город, здесь много туристов, и я подумал, что хостел в таком месте пустовать не будет. Этот мой знакомый сам нашел здание площадью в 600 м2, да еще с садом, и в три раза дешевле, чем такое же помещение в Москве. Этот же человек помог и с ремонтом здания, и с оформлением всех необходимых документов, и с набором персонала. На все ушло полтора года и более $300 тысяч. Сейчас суздальский хостел может сразу принять 40 гостей. Правда, русские предпочитают 3-4-звездочные отели, а иностранцы приезжают в основном летом, так что постоянной стопроцентной загруженности хостела в провинции не ждите.
Джеймс по-настоящему полюбил Москву, хотя и признается, что еще многого здесь не понимает.
– На Западе и сегодня хватает стереотипов о России, – говорит английский хозяин «Годзилласа». – Как-то я летел самолетом «Аэрофлота», и мой сосед, «транзитный» англичанин, узнав, что я живу и работаю в России, начал меня… жалеть! А я ему ответил, что мне здесь нравится, люди тут нормальные, Москва очень красивая, и даже к снегу я уже привык. Правда, русская зима мне до сих пор кажется слишком длинной…