– Как вы узнали о проекте Bimbasket и почему вас заинтересовало это направление для инвестирования средств?
– Мы довольно долго искали в России инвестиционной проект с бизнес-моделью электронной подписки. Очевидно, что таких бизнесов в России совершенно недостаточно. Сейчас их тоже мало. Концепция относительно новая, и потребители только-только привыкают к безналичным расчетам, не говоря уже о расчетах по подписке.
О Патрике Шнайдере-Сикорском
Окончил Оксфорд, прошел курс предпринимательства и инноваций в MIT. Выпускник московской бизнес-школы СКОЛКОВО (2012 год, МВА). Выступал в качестве частного консультанта, занимался поиском инвесторов для стартаперов и наоборот. Сотрудник Black Ocean – международной компании, базирующейся в Нью-Йорке и инвестирующей в стартапы, в том числе и на территории России. Аналитик и консультант проекта RusBase.com, также получивший поддержку Black Оcean.
– По каким критериям ведется поиск проекта для инвестиций?
– Мы ищем коммерчески жизнеспособные и масштабируемые проекты, но, кроме того, желательно, чтобы стартап обладал социальной значимостью. Оба наших инвестиционных проекта в России в полной мере отвечают этим критериям.
– А что за второй проект?
– Портал RusBase.com.
Проект основан в 2010 году Аленой Поповой и Марусей Подлесовой под названием Startup-Afisha как российская версия Startupdigest.com, сервиса, оказывающего посреднические услуги венчурным инвесторам и стартаперам. В 2011 году проект подвергся редизайну, и была запущена база данных российских бизнес-инкубаторов. В 2012 году проект получил $3 млн инвестиций от Black Ocean и сменил название на RusBase.com.
– О каких суммах вложений идет речь? Каким образом ведется финансирование – путем прямых инвестиций, покупки акций или чего-то иного?
– Финансирование зависит от того, что мы считаем наиболее соответствующим потребностям основателей стартапа. О конкретных суммах сейчас мне бы говорить не хотелось. Есть такая тенденция, здесь и в США: стартаперы вывешивают себе на грудь суммы привлеченных инвестиций как знаки доблести и успеха. Инвестиции показывают, что у тебя есть команда, продукт или технология, в которую кто-то поверил. Но чтобы судить о пудинге, его надо попробовать. Думаю, результаты должны говорить сами за себя.
– Если сравнивать с другими странами, каковы, с вашей точки зрения, особенности инвестиционных проектов в России?
– В России есть проекты, похожие на те, которые я видел в других странах, но отношение людей к российским стартапам очень разное. Каждый из тех, с кем я здесь встречаюсь, либо крайне пессимистичен относительно российского рынка, либо крайне оптимистичен. В России полно людей с амбициями. Они насмотрелись на американские истории успеха и думают, что добьются того же. Россия – большой рынок с огромным потенциалом роста, тут очень много талантливых людей, но многие потенциальные стартаперы не представляют, насколько это трудно – создать и расширить бизнес. Я также наблюдаю тут немало «параллельных предпринимателей» – стартаперов, работающих над тремя-четырьмя проектами сразу. Это весьма впечатляет, однако большинству из них в результате не хватает сфокусированности.
– Возникали противоречия между вами и стартаперами, недопонимание конечной идеи и порядка реализации проекта? Кому кого удавалось убедить?
– Когда дело доходит до нюансов, у каждого своя точка зрения, но сильных противоречий не возникало. Если тотальный консенсус, значит что-то не так. Здоровые дискуссии всегда полезны.
– Как реализовывался проект? Какие возникали сложности, как они преодолевались? Какие вы бы выделили этапы, и какова была ваша роль на каждом этапе? Какова ваша роль в проекте сейчас?
– Некоторое время мы обсуждали проект с его основателями и их консультантами. Затем опробовали несколько потенциальных вариантов одновременно и договорились об основных параметрах при запуске. Все стартапы работают, развиваясь, поэтому важно проявлять гибкость и не слишком привязывать план реализации проекта к сиюминутным деталям. Мы призываем наших стартаперов прислушиваться к клиентам, учиться у клиентов – до и после запуска проекта.
– Как, насколько часто и по каким вопросам вы общаетесь с руководителями проекта?
– Как и все, мы общаемся по скайпу, электронной почте, телефону и регулярно встречаемся лично. Кроме того, я недавно внедрил информационный инструмент для управления проектами – американский, называется Siasto. Он резко повысили мои коммуникационные возможности.
– Вы уверены, что проект будет востребован? На чем основана уверенность?
– Наши потенциальные клиенты проявили к проекту сильный интерес, мы получаем много предварительных заказов, но надо посмотреть, как все будет развиваться. Обучение в столь раннем возрасте крайне важно. Полагаю, каждая мать инвестировала бы в развитие своего ребенка, будь у нее такая возможность. Наша задача – убедить родителей в том, что Bimbasket может им помочь. Уверен, наш проект многих не оставит равнодушными.
– Онлайновая торговля – относительно новое направление для России. Как, на ваш взгляд, оно развивается сегодня с учетом неравномерно развитой инфраструктуры (охвата Интернетом и системами электронных платежей), а также несовершенством логистических схем по доставке товаров заказчику? Каковы перспективы онлайн-коммерции в России?
– Онлайновая торговля в России растет экспоненциально. К 2014 году это будет рынок объемом $25 млрд. Есть проблемы с инфраструктурой и недостатком доверия безналичным расчетам, но все меняется. Если вы оцените успех таких компаний, как Ozon, KupiVIP, La Moda, Wikimart, вы поймете, что онлайновая торговля переживает настоящий расцвет. С точки зрения инвестора, это большая ответственность, поскольку для серьезного роста требуется солидный капитал. В таких сегментах, как торговля одеждой и бытовой электроникой, ведется, по сути, игра с нулевой суммой. Будет мало победителей и много проигравших. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на доминирование компании Amazon.
Bimbasket – нишевой продукт, представляющий собой нечто большее, чем просто площадка для продажи детских игрушек. Речь идет об образовательной программе, и мы сосредоточены на выстраивании отношений с клиентами, а не на том, чтобы организовать эффективную розничную торговлю.
– Можно ли говорить о привлекательных условиях для иностранного капитала в данном сегменте российского бизнеса? Охотно ли идет сюда западный инвестор, чем его можно привлечь, каким особыми условиями?
– Иностранные инвесторы всегда интересовались Россией, но лишь недавно обратили внимание на стартапы. Экосистема здесь по-прежнему молода, и несмотря на визиты таких персон, как Дэйв Макклюр и Марк Цукерберг, не хватает международной информированности. Правовая система выглядит непрозрачной и недружественной для инвесторов. К примеру, здесь трудно оформить соглашения акционеров, и даже российским инвесторам и стартаперам приходится прибегать к помощи офшорных структур, что очень радует адвокатов, но создает головную боль всем остальным. Мы стараемся избавить инвесторов от подобных страхов с помощью нашего проекта RusBase.
– Когда вы ожидаете отдачи от Bimbasket?
– Об отдаче говорить слишком рано, но мы надеемся, что проект быстро выйдет на самоокупаемость.
– Есть ли планы других проектов в России?
– Конечно, но на данном этапе мы бы предпочли о них не говорить.
– Что вы можете посоветовать инвесторам, собирающимся вкладывать средства в российские проекты? Какие рыночные сегменты наиболее перспективны для инвестиций?
– Я бы посоветовал им посетить сайт RusBase.com!
Узнать больше о стартапе Bimbasket.